Виртуальная реальность получила новый виток развития, когда ее начали использовать не только для игр, кино и анимации, но и для обучения, производства, продаж и даже сельского хозяйства. Прежде чем обсудить настоящее и порассуждать о будущем VR-технологий, мы решили вспомнить прошлое. Об истории происхождения виртуальной реальности рассказывает руководитель проектов компании IBS AppLine — Воденеев Денис.
Тема виртуальной и дополненной реальности является хайповой довольно давно. Многие из «поколения «Пепси» помнят замечательный фильм Бретта Леонарда «Газонокосильщик». Немало людей восторгались фильмом «Трон», да и «Матрица» с неподражаемым Киану, вошедшая, на мой взгляд, в историю, является классикой жанра утопии.
Про фантастическую литературу я вообще молчу. В жанре киберпанк виртуальная реальность рассматривается как способ общения человека с «киберпространством» — некой средой взаимодействия людей и машин, создаваемой в компьютерных сетях.
Понятие «искусственной реальности» в конце шестидесятых годов прошлого века ввел Майрон Крюгер — американский компьютерный художник. Затем в 1989 году ученый в области визуализации данных и биометрических технологий, а также философ и футуролог Ярон Ланьер предложил другой термин — «виртуальная реальность». Именно он в итоге и прижился.
Всё началось с объемных изображений. Интерес к ним впервые облекся в некую конкретную форму в середине XIX века. От простейшего щелевого стереоскопа Эллиота в 1829 году и двухзеркальной конструкции Чарльза Уинстона в 1832-ом к подобию первых стереоскопических очков Дэвида Брюстера в 1849-ом и чуть более элегантным очкам Холмса-Бейтса образца 1860-ых.
Стереоскоп Чарльза Уинстона
В первые стереоскопические устройства под разными углами помещали два одинаковых плоских изображения, а мозг человека воспринимал это как трехмерную картинку.
Стереоскоп Дэвида Брюстера
Стереоскоп Холмса-Бейтса
Затем начали использовать светонепроницаемый короб, стереопары фотографий и призматические линзы. Позже удалось сделать конструкцию еще более простой и облегченной: без короба, только с призматическими окулярами и стереопарами.
Nils Olsson Reppen
Желающих посмотреть на «объемные» картинки было много, так что в 1880-ых появился фотопластикон Августа Фурманна. Устройство позволяло демонстрировать стереоскопические изображения небольшой группе зрителей (24-25 человек) одновременно.
Фотопластикон Августа Фурманна
Шло время, и вот в 1957 году американский изобретатель и кинематографист Мортон Хейлиг создал устройство Sensorama, позволяющее лицезреть динамическое трехмерное изображение, по сути, первый в мире виртуальный симулятор. Именно «Сенсорама» положила начало развитию VR-технологий, а Мортона Хейлига прозвали за это изобретение «отцом виртуальной реальности».
«Сенсорама» была похожа на большой игровой автомат, который оказывал воздействие сразу на несколько органов чувств. На экране была широкая 3D-картинка, вибрировало и двигалось сиденье, шел стереозвук, в лицо дул ветер и ощущался аромат, соответствующий выбранной истории. С помощью «Сенсорамы» зритель мог, например, совершить виртуальное мотопутешествие по улицам Нью-Йорка. По сути, «Сенсорама» стала первым компактным 5D-кинотеатром.
Думали ли писатели-фантасты, описывая будущее, что оно станет таким, как сегодня? Могли ли они заранее знать, что это не мечты, а предсказания и ожидания? Трудно ответить. Знаю одно — многие фантазии писателей уже реализуются и тот мир, в котором мы живем, претерпевает глобальную виртуализацию всего и вся. Будет это во благо или нет? Посмотрим.
По мере приближения к середине XXI века, технологический прогресс предлагает нам всё больше гаджетов для погружения в виртуальные миры: это и 3D-очки, и шлемы, и специальные перчатки. Дополненная реальность уже проникла в мобильные приложения и стала их частью. Что ждет нас дальше? Порассуждаю об этом в своей следующей статье. Следите за новостями!