Мировой спрос на услуги по аутсорсингу в последние годы неуклонно растет, и российские специалисты постепенно занимают все более значимое место на рынке оффшорного программирования. Своим видением перспектив развития этого быстрорастущего сектора в интервью CNews.ru делится Виктор Вайнштейн генеральный директор компании «Аплана».
CNews.ru: Какие основные изменения, на ваш взгляд, произошли в сфере аутсорсинга ПО в России и мире в 2003 г.?
Виктор Вайнштейн: В западном мире определяющими стали две тенденции. С одной стороны, сохраняется по-прежнему высокий уровень интереса к ауторсингу и услугам оффшорных поставщиков, который продиктован необходимостью снижения расходов на решение задач в сфере ИТ. Причем, как с удивлением отмечают многие аналитики, стремление к снижению расходов в ушедшем году впервые стало доминирующим мотивом обращения к услугам внешних поставщиков, отодвинув на второй план, например, такой фактор, как дефицит специалистов.
С другой стороны, правительства США и некоторых европейских государств начали открытую кампанию протеста против оффшорных поставщиков в пользу локальных сервисных компаний. С экономической точки зрения, передача ИТ-задач в оффшор означает не только потери в налоговых сборах, но и утечку сотен тысяч высококвалифицированных рабочих мест, передачу на сторону ключевых компетенций. Так, в 2003 году, компанией IBM было объявлено о передаче в оффшор нескольких тысяч рабочих мест. Официальная позиция правительства США, которая нашла отражение в недавно опубликованных госактах, — это призыв передавать задачи локальным аутсорсинговым компаниям, поручая им, в свою очередь, выстраивание отношений с оффшорными поставщиками. Данный подход аргументируется с позиции действующего законодательства и экономических рисков. Вопросы аутсорсинга и оффшора приобрели в последний год настолько серьезное значение, что, как ожидается, станут одним из важных пунктов программы кандидатов на следующих выборах.
Что касается российского рынка ИТ услуг, то он растет и становится все более зрелым. У предприятий появляется масса новых бизнес-задач, решение которых требует применения промышленного подхода и привлечения внешних поставщиков услуг, что является одной из основных причин расцвета аутсорсинга в России. При этом, как показали результаты проведенного нами в конце 2003 года исследования, российские компании, в отличие от своих западных коллег, стремятся, в первую очередь, к повышению качества решения своих внутренних задач, а не к снижению расходов на их реализацию. В этом году были заключены крупные контракты в сфере страхования, в нефтяной отрасли. Нашей компании ушедший год принес интересные проекты в промышленном и государственном секторе, а также ряд контрактов с западными представительствами.
CNews.ru: В чем, на ваш взгляд, заключается основная сложность работы на международном рынке аутсорсинга ПО для российских компаний?
Виктор Вайнштейн: Несмотря на то, что в мировых рейтингах Россия занимает все более прочные позиции и уверенно входит в тройку приоритетных поставщиков услуг, в глазах международных клиентов мы, к сожалению, по-прежнему остаемся страной достаточно экзотичной, которая ассоциируется с рисками экономической нестабильности и непрозрачности. Еще одна проблема — вопрос масштабов бизнеса. Российской индустрии по-прежнему сложно конкурировать с индийскими поставщиками по объемам услуг. В результате, некоторые российские компании пытаются уйти в демпинг, в первую очередь за счет привлечения региональных компаний, где ставки в полтора-два раза ниже столичных.
CNews.ru: Одной из проблем российских компаний, работающих на рынке заказного ПО, является их малый размер, в то время как иностранные заказчики хотели бы работать с крупными компаниями. Произойдут ли, на ваш взгляд, на российском рынке сенсационные поглощения или слияния в ближайшее время?
Виктор Вайнштейн: Несмотря на то, что мировую ИТ-индустрию сейчас охватила волна слияний и поглощений технологических компаний, которая только в минувшем году принесла несколько громких сделок (IBM — Rational, PeopleSoft — JD Edwards, Epicor Software — Scala, Borland -Together Soft), мы не считаем, что российский ИТ-рынок будет развиваться тем же путем. Здесь наши ожидания, скорее, пессимистичны, поскольку на сегодняшний день успешных примеров консолидации бизнеса в России крайне мало — и те, пожалуй, исключения. Более вероятная и популярная сегодня стратегия укрупнения российских компаний — «переманивание» готовых команд или выкачивание кадров из регионов. Но здесь российские компании ожидает все более серьезная конкуренция за кадры с международными центрами разработки, которые активно развиваются в России — только в минувшем году были запущены или значительно расширены центры разработки Siemens, Deutsche Bank, CQG и другие. Еще одна возможная и, на наш взгляд, наиболее перспективная сегодня стратегия роста российских поставщиков — альянсы с западными сервисными компаниями. В частности, компания Аплана в минувшем году заключила стратегическое соглашение о сотрудничестве с американским партнером в сфере аутсорсинга программных разработок.
CNews.ru: Считается, что российские и индийские программисты работают в разных рыночных сегментах, при этом «индийский» сегмент намного больше по объему «российского». Есть ли у отечественных компаний возможность активно осваивать смежные сегменты рынка, на которых прочно обосновались индийские разработчики?
Виктор Вайнштейн: Мы не видим необходимости конкурировать с Индией по объемам, хотя бы потому, что кадровый потенциал Индии в 5-6 раз больше российского. В то же время, мировой спрос на услуги аутсорсинга растет все увеличивающимися темпами — по разным оценкам от 50 до 500% в год. Это позволяет России занять свое место в международном разделении труда. В частности, свое будущее российские поставщики ассоциируют с высокотехнологичными разработками — именно в этом быстрорастущем и престижном секторе услуг у России больший потенциал по сравнению с альтернативными поставщиками.
CNews.ru: Индийские компании, которые в свое время начинали с услуг аутсорсинга ПО, в настоящее время активно развивают услуги аутсорсинга бизнес-процессов. По какому пути, на ваш взгляд, пойдут российские компании?
Виктор Вайнштейн: Не думаю, что BPO — перспективный для России бизнес, исторически для этого нет предпосылок. Слишком мало у нас низкооплачиваемых специалистов с хорошим языком, да и менталитет не ориентирован на массовый сервис
CNews.ru: В прошлом году Россия экспортировала вооружений на $5,1 млрд., в то время как Индия экспортировала ПО и ИТ-услуг практически на $10 млрд. Во многом эти цифры являются показательными. Когда, по вашему мнению, отечественные чиновники осознают важность взрывного развития ИТ-отрасли в России? Есть ли у отрасли свое лобби в Государственной Думе, и насколько активно оно действует?
Виктор Вайнштейн: В Думе есть депутаты, которые понимают, что ИТ — это точка роста для России, но структурированного лобби нет. Пока российская экономика ориентирована на интересы сырьевых компаний, сервисному бизнесу развиваться сложно. Российские разработчики ждут от государства, в первую очередь, помощи в создании инфраструктуры современных технопарков. Пока же отрасль развивается своими силами.
CNews.ru: Какие наиболее крупные проекты в сфере аутсорсинга ПО выполнила компания «Аплана» в 2003 г.?
Виктор Вайнштейн: Среди крупнейших российских проектов можно выделить заказные разработки в государственном и нефтегазовом секторах. Ряд интересных проектов был выполнен для представительств западных компаний — Tetra Pak, Procter Gamble, Wrigley и других. Отрадно, что не только в западных, но и в российских проектах, все большим спросом пользуются разработки для сервисно-ориентированных платформ: так, целый ряд корпоративных приложений был реализован на базе технологий .NET. Кроме того, минувший год принес нам и дальнейшую диверсификацию портфеля услуг. В отдельное направление мы выделили Центр Тестирования, которым был выполнен целый ряд проектов в финансовой сфере. Значительно усилено было и направление консалтинга за счет методологической поддержки разработки ПО.
CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, будут формировать «лицо» российского рынка заказного ПО в ближайшие 2-3 года?
Виктор Вайнштейн: Отрадно, что российские поставщики уделяют огромное внимание управлению качеством в проектах — в этом наша уникальность сегодня, и эта тенденция останется доминирующей и в дальнейшем. Также продолжится дальнейшая консолидация отрасли — здесь я имею в виду объединение усилий под эгидой отраслевых ассоциаций с целью продвижения на международном рынке российских технологических продуктов и услуг.