В мировой практике аутсорсинг как схема взаимодействия с внешними поставщиками ИТ-услуг давно стал признанным средством повышения эффективности работы предприятий. Наличие у компании долгосрочной аутсорсинговой стратегии является, по мнению ведущих аналитических агентств, необходимым условием успешного развития конкурентного бизнеса и его адаптации к стремительно меняющимся рыночным условиям.
По данным Gartner Research, доля расходов на услуги внешних компаний в структуре ИТ-бюджета на сегодняшний день составляет 14%, что сравнимо с расходами на пакетное ПО (17%) и оборудование (21%). По данным исследования CIO Research, более двух третей опрошенных компаний активно используют аутсорсинг ИТ-услуг. Как было отмечено на недавней конференции IDC IT Forum, организация эффективного взаимодействия с поставщиками внешних услуг на сегодняшний день возглавляет список приоритетных задач европейских CIO.
В то же время для России аутсорсинг — сравнительно новая организационная схема, к которой многие пока относятся с осторожностью. Наиболее часто потенциальные заказчики ссылаются на факторы, связанные с доверием к поставщику (риски утечки конфиденциальной информации и потери контроля над проектом), а также факторы, связанные с недостатком опыта работы по схеме аутсорсинга (недостаточная информированность о возможностях, отсутствие опыта). С нашей точки зрения, эти факторы свидетельствуют о начальном этапе развития рынка аутсорсинга в России и вызваны тем, что число успешных примеров сотрудничества еще не достигло «критической массы».
В целях получения качественной картины востребованности аутсорсинга российскими предприятиями, осенью 2003 года было предпринято исследование «Аутсорсинг программных услуг в России», которое проводилось по инициативе компании «Аплана» аналитическим агентством Elashkin Research, при поддержке ИД «Компьютерра». Основным предметом исследования стал аутсорсинг программных услуг — передача внешней компании задач по разработке, сопровождению и тестированию программных систем.
В целом, результаты проведенного исследования позволяют говорить о дальнейших перспективах роста рынка программных услуг в России: на сегодняшний день около половины опрошенных компаний в той или иной мере используют аутсорсинг услуг. В то же время, 48% опрошенных компаний не имеют выделенной статьи в ИТ-бюджете на работу с внешними поставщиками услуг, и только 17% опрошенных выделяют на такие контракты более 5% своего ИТ-бюджета. Все это говорит о значительном потенциале роста рынка услуг, который ожидается, в первую очередь, за счет привлечения новых заказчиков из числа «колеблющихся» — тех, кто имеет пока только единичный опыт работы с внешними поставщиками или планирует попробовать, а также тех, кто еще не определился — в общей сложности порядка 40%.
Качественный сервис или снижение затрат?
Несмотря на то что аутсорсинг как организационная схема пришел к нам с Запада, результаты исследования позволяют говорить о том, что российские предприятия не копируют опыт западных коллег, а предпочитают самостоятельно исследовать возможность применимости этой схемы в российских условиях. Проведенное исследование продемонстрировало различие в подходах к использованию аутсорсинга в России и на Западе. Это касается, в первую очередь, мотивов обращения к услугам специализированных компаний и критериев выбора поставщиков.
По данным Gartner Research, на мировом рынке основной движущей силой аутсорсинга услуг по разработке приложений на сегодняшний день является необходимость сокращения ИТ-бюджетов, за которой следует повышение качества сервиса и стремление сконцентрироваться на основном бизнесе. Следует отметить, что рейтинг причин обращения к внешним поставщикам многие годы возглавляла проблема дефицита ИТ-специалистов с определенными навыками, но влияние рецессии выдвинуло на первый план проблемы сокращения затрат за счет более высокой эффективности выполнения ИТ-задач специализированными компаниями. Согласно прогнозам, именно этот фактор останется доминирующим еще как минимум год-два.
В то же время, российские предприятия не рассматривают фактор снижения ИТ-бюджетов как основной мотив обращения к аутсорсингу, более того, заказчики не считают сотрудничество с внешними исполнителями более дешевой альтернативой собственным разработкам. Гораздо более весомым аргументом в пользу аутсорсинга является возможность получения качественного сервиса, что объясняется необходимостью привлечения квалифицированных ресурсов, сокращения сроков реализации проекта и повышением качества услуг, предоставляемых внутренним и внешним потребителям компании.
Эту же тенденцию — ориентацию на результат — подтверждает и подход к выбору поставщика услуг: и здесь стоимость услуг оказывается не самым значимым фактором. Основными критериями выбора партнеров является способность компании продемонстрировать возможности качественной реализации поставленной задачи, располагая аналогичным проектным опытом и сертифицированной системой поддержки разработки. Интересно, что размер и известность поставщика услуг, а также существующие связи с ним являются второстепенными факторами при выборе партнера. В то же время, успешный опыт реализации проектов и рекомендации коллег являются определяющими для 43% компаний при выборе исполнителя.
Согласно классификации Gartner, существуют три основные схемы взаимодействия с внешними поставщиками услуг, которые определяются целями и приоритетами компании-заказчика:
- Utility (полезность) — приоритетными при выборе поставщика являются фактор цены и уровень сервиса;
- Enhancement (улучшение) — наряду с факторами полезности во главу угла ставятся интересы внутренних и внешних потребителей, возможности улучшения их обслуживания;
- Frontier (передний край) — взаимодействие с поставщиком услуг является важной составляющей стратегии компании и позволяет приобрести конкурентные преимущества; в этой схеме критерии стоимости и сервиса отходят на второй план.
В этом контексте можно сделать вывод о том, что в западных странах на сегодняшний день доминирующей является первая схема, в то время как российские компании ориентированы на улучшение обслуживания потребителей.
Следует отметить, что аутсорсинг в мировой практике предполагает взаимодействие с поставщиком услуг в рамках долгосрочного сервисного контракта (Service Level Agreement), в то время как на российском рынке пока преобладает аутсорсинг отдельных задач или ресурсов (42% и 24% респондентов соответственно). Этим отчасти объясняется низкая экономическая эффективность большинства российских контрактов, заключенных с поставщиками услуг: в рамках разового проекта трудно получить выигрыш в эффективности, поскольку на начальном этапе требуются дополнительные ресурсы на установление и налаживание взаимодействия, которые в дальнейшем нивелируются за счет экономии на создании собственной инфраструктуры разработки, ресурсах специалистов и т. д.
Заказчики начинают и выигрывают
Результаты исследования показали, что для успешного сотрудничества как поставщикам, так и потребителям услуг следует больше внимания уделять управлению рисками и тщательному планированию взаимодействия. Анализ рисков показывает, что, по мнению заказчиков, больший приоритет (верхняя часть таблицы) имеют риски, связанные с недоработками исполнителя, такие, как недостаточная квалификация или плохое управление проектом. В то же время, риски, находящиеся на стороне поставщика и связанные с формализацией требований или нечетким определением целей проекта, имеют меньший приоритет.
По мнению авторов исследования, в этих условиях основным катализатором дальнейшего роста популярности аутсорсинга ИТ-услуг в России станут примеры успешного использования этой схемы. С одной стороны, это будет способствовать росту доверия к аутсорсингу потребителей услуг, а с другой — свидетельствовать о зрелости поставщиков и их способности обеспечить контроль над проектными рисками.